Книги в библиотеке
"О трёх самых важных вещах" избранные письма к духовным детям свт. Николая Сербского

Внимание, откроется в новом окне. Печать

06serbskyИздаётся по благословению секретаря Комиссии по религиозному образованию и катехизации Московской епархии, благочинного Клинского округа протоиерея Бориса Балашова. Фонд «Христианская жизнь» — Клин, 2004 г.

За советом к Владыке Николаю обращались многие: старцы и дети, жёны и девы, богатые и нищие, крестьяне и учёные, миряне и монашествующие, соседи и иностранцы, люди с телесными болезнями и душевными травмами — и каждый получал ясный, мудрый и, что важнее всего, глубоко православный ответ.

Отрывок из книги

Задали Вы мне три вопроса: что такое:

- самая великая мысль, достойная человека?

- самая главная забота, достойная человека?

- самое большое ожидание, достойное человека?

Вот мои ответы:

- Думать о Промысле Божием в жизни человеческой есть самая великая мысль, достойная человека.

- Заботиться о спасении души — самая главная забота, достойная человека.

- Ожидание смерти — самое большое ожидание, достойное человека.

Как следует думать о промысле Божием в жизни человеческой? Мерой следует взять моральный закон Божий. Отмеряя этой мерой, надо проанализировать всё, что происходит в жизни близких Вам и знакомых людей. Больше всего внимания надо обращать на моральные причины всего, что происходит. Это совсем не легко, ибо причины иногда скрыты в далёком прошлом человека, а иногда их можно найти лишь в жизни его родителей. Православная исповедь основывается на выяснении таких причин. Псалмопевец говорил Господу: О заповедях Твоих размышляю и гляжу на пути Твои... Люблю закон Твой и всегда помню о нём, ибо заповеди Господни лежат в основе всего, что происходит с потомками Адама. Заповеди Господни — это Божий свет, высвечивающий всё, что случается в мире.

Как нужно заботиться о спасении души? Чтобы не перечислять лишний раз, скажу лишь: читайте Евангелие и спрашивайте Церковь. У человека нет достояния дороже, чем душа. И единственное, что он может спасти от пропасти и смерти, как раз это самое дорогое достояние. Всё остальное, что человек ценит и хранит, душе не принадлежит и неизбежно пропадёт, умрёт. Душа человеческая в глазах Господа ценнее наибольшей драгоценности материального мира. Недаром Он говорит: какая польза человеку, если он добудет весь мир, а душе своей повредит? Следовательно, не может быть большей заботы для человека, чем забота о спасении души. Как следует ожидать смерть? Точно так же, как солдат на войне, или как ученик, старательно подготовившийся к ответу в ожидании, что учитель вызовет его к доске. Спаситель напомнил нам, что мы постоянно должны помнить о своём смертном часе, рассказав притчу о легкомысленном богаче, который ставил новые амбары и готовился долго благоденствовать на земле, пока ему вдруг не было объявлено: безумец, этой ночью Я отторгну душу твою, а скопленное тобою чьё будет?

Почему мысль о промысле Божием в судьбах людских — это самая великая мысль, достойная человека? Потому, что она даёт человеку мудрость и блаженство.

Почему забота о спасении души — это самая главная забота, достойная человека? — Душа есть самое большое богатство на земле, поэтому вполне естественно, что самому большому богатству оказывается самая большая забота.

Почему ожидание смерти есть самое большое ожидание, достойное человека? Потому, что ожидание смерти очищает совесть и торопит человека вершить добрые дела. Когда одного хорошего человека, старательного, добросовестного работника и благотворителя спросили, что в жизни больше всего побуждало его к труду и милосердию, он ответил: «Смерть».

Три этих вопроса к животным не относятся и свойственны только человеку, причём, высшему типу человека. Всё остальное одинаково и у человека, и у скота.

Мир и благословение Вам от Господа!


( голосов: 2 )
 
Пасха Красная

Внимание, откроется в новом окне. Печать

05pashaПо благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. О трёх оптинских новомучениках убиенных на Пасху 1993 года.

Отрывок из книги

Никого в монастыре не любили так, как инока Трофима и никому, вероятно, не попадало больше, чем ему. Сам инок рассказывал об этом так: «Сперва по гордости хотел всё сделать по-своему, а за непослушание бесы больно бьют. Зато когда приучишь себя к послушанию, так хорошо на душе».

Имя Трофим в переводе с греческого означает «Питомец». Он действительно питомец Оптиной и любимое дитя её, наделённое редким в наш гордый век даром — даром Ученика. А чтобы показать, что такое труд ученичества, где воистину на ошибках учатся, расскажем, как нёс епитимью инок Трофим. Бывало, оптинцы сокрушаются — ох, Трофима опять поставили на поклоны, и это опять по нашей вине! Помню, в монастыре испекли свой первый хлеб, а пекарем был Трофим. И в общем ликовании — свой первый хлеб! — пол-Оптиной набилось в пекарню снимать пробу. А хлеб был горячий и такой вкусный, что, не благословясь, ополовинили выпечку, а епитимью за это нёс Трофим. Так вот, он воспринимал епитимью как милость Божию, предваряющую Страшный Суд, а земные поклоны любил. Один раз в Оптиной гостил Владыка, наблюдая, как жизнерадостно несёт епитимью инок Трофим, охотно полагая земные поклоны, сказал уважительно: «Хороший инок».


( голосов: 2 )
 
Архимандрит Софроний (Сахаров) "Письма близким людям"

Внимание, откроется в новом окне. Печать

04sofroniПереписка с семьёй протоиерея Бориса старка.— М.: изд-во «Отчий дом», 1997 г.

Для многих имя архимандрита Софрония известно по книге «Старец Силуан» автором которой он является. Блаженный старец Силуан был духовным наставником о. Софрония, а в 1988 г.— причислен к лику святых.

Письма архимандрита Софрония к семье протоиерея Бориса Старка глубоко поучительные, излучающие истинную любовь, по своему духовному благодатному наполнению, а также малоизвестному биографическому материалу.

Отрывок из книги:

...В общем, жизнь наша течёт тихо, в смысле отрешения нашего от страстей мира сего, но, конечно, в постоянном труде, необходимом для удержания той великой привилегии, которую мы имеем здесь. Можно сказать, что когда служишь людям, забывая себя, то эти люди начинают заботиться о тебе и иногда глубоко любить. Этой любви мы видим множество. В мире современном, социально крепко организованном, особенно в больших городах, люди странным образом разучаются любить, дружить, совместно радоваться или страдать. Отсюда множество людей испытывают муки одиночества. Приходя к нам, встречая у нас человеческо отношение, то есть и уважение, и понимание, и доверие, они так иногда удивляются этому, что сначала даже не понимают, что с ними. А потом, отдав себе отчёт после некоторых повторных посещений, становятся тоже доверчивыми, раскрытыми, весёлыми, а мы отдаём им наш дом, наш сад, всё, что у нас есть. И они сами уже чувствуют себя «дома». И это нас устраивает, так как иначе было бы просто невозможно принимать такое множество людей.

Все у нас, не смотря на различное прошлое, дружат, мирно сожительствуют, и это, конечно, радует меня. Таким образом, я вижу, что могу скоро уходить с сознанием, что останется след некий в плане Земли, в плане её связи с Небом. 

Итак, все вы мои драгоценные, незабвенные, примите мою любовь и самые искренни пожелания всего наилучшего всем и каждому из вас.


( голосов: 2 )
   
Беседы на Книгу Бытия

Внимание, откроется в новом окне. Печать

03bitie

Священник Олег Стеняев. По благословению епископа Томского и Асинского Ростислава.  — Фонд «Христианская жизнь», 1999 г.

Книга составлена из бесед известного московского священника Олега Стеняева — клирика храма Преображения Господня и Всех скорбящих Радость на Ордынке в Москве, руководителя Программы реабилитации жертв нетрадиционных религий Миссионерского Отдела Московского Патриархата, постоянного участника программ радиостанции «Радонеж».

В своих беседах отец Олег показывает, что Библейское Откровение является ключом для понимания и решения многих наших политических, социальных, семейных и личных проблем.

Приводим отрывок из книги

Грех — не личное дело грешника. Когда праматерь наша Ева прельстилась, она ела сама и дала также мужу своему, и он ел... если ересь, или грех, или что иное, происходящее от диавола, касается нас, то через нас они касаются и наших семей, наших домов. Ева согрешила сама, поверив змею больше, чем Богу, и ввергла в этот грех и своего мужа.

Диавол никогда не довольствуется только твоей душой, а использует её для воздействия на окружающих тебя людей. Нельзя думать, что если ты грешишь, то это — твоё личное дело. Как спасение одного человека имеет значение для многих других, так и грех одного человека касается многих. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи людей». Доброе, благополучное духовное состояние распространяется на многих людей. Но и грех, явившись в сердце одного человека, заражает всё большее и большее количество людей...

Когда Церковь говорит: «Не греши, старайся исправиться!», то имеется ввиду следующее: если исправишься ты, исправится и ситуация вокруг тебя. Не можешь уладить какие-то конфликты в семье — иди в храм, на исповедь, расскажи священнику о своих проблемах. Это будет самая лучшая помощь, которую ты можешь оказать своему дому, своей семье.

Ева сорвала запретный плод и ела — и зараза греха передалась и её мужу. Она дала ему, и он тоже ел. И далее сказано: И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт, 3,7).

Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу восклицает: Смотри, из какой славы в какое унижение низверглись они! Те, которые доселе жили как земные ангелы, изобретают себе одежду из листьев. Таково зло — грех. Он не только лишает нас вышнего благоволения, но и ввергает в великий стыд и унижение, похищает у нас те блага, которыми обладаем, отнимает всякое дерзновение (Беседы на Книгу Бытия). Великий стыд и ужас овладел сердцами наших прародителей Адама и Евы, они ощутили, что случилось что-то непоправимое, чего своими силами они исправить не смогут. Даже в самом падшем, в самом греховном состоянии, в котором может очутиться человек, голос совести, голос Божий, который живёт в каждом из нас, не умолкает, продолжает звучать.

Мне приходилось встречаться в Бутырской тюрьме и других местах заключения с людьми, совершившими очень тяжкие преступления. И когда я спрашивал у вора: «Воровство — это грех?» — Он отвечал: «Да». У убийцы я спрашивал: «Убийство — это грех?», у блудника — «Разврат — это грех?» — и все мне отвечали — «да». Каждый человек знает, что такое грех, потому что Закон Божий написан в сердце каждого человека. В Послании Апостола Павла к римлянам сказано: Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дела закона у них написаны в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2, 14-15). Немецкий философ Кант говорил: Больше всего меня поражают и заставляют верить в Бога две вещи — звёздное небо над головой и нравственный закон во мне.


( голосов: 3 )
 
Игумен Никон (Воробьёв) "Письма духовным детям"

Внимание, откроется в новом окне. Печать

02pismaРепринтное издание. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1998 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьёв) прошёл жизненный путь, довольно типичный для богоискателя начала XX века: религиозная крестьянская семья; потеря веры в школе (реальном училище); безуспешный поиск смысла жизни в науке, философии и в психологии (психоневрологический институт в Петрограде); отчаяние, вопль к неведомому Богу и поразительный ответ Божий; обращение к серьёзному изучению богословия в Московской духовной академии; затем многолетнее подвижничество, завершившееся принятием монашеского пострига и священного сана в 1931–32 гг. Лагерные страдания 1933–37 гг.; работа в прислугах и садовником; с 1944 г.— служение на приходах Калужской и Смоленской епархий. С 1948 г. и до конца жизни отец Никон был настоятелем храма в городе Гжатке (ныне Гагарин) Смоленской области.

Мысли игумена Никона заслуживают самого серьёзного внимания, ибо они — результат не теоретических богословских рассуждений о пути духовной жизни, но глубокого опытного познания.

Ниже приводим отрывок из книги

Сколько бы Вы ни падали — не отчаивайтесь и не теряйте совсем веры. Сохраните хоть «Одну точку», которая видит и сознаёт и сокрушается иногда о Вашем состоянии, и Вы не утонете в море житейском. Господь не допустит до этого, а в критическую минуту подаст Вам руку, как утопающему ап. Петру. «Мир вас возненавидит»,— сказал Господь своим ученикам две тысячи лет назад. Это пророчество до сих пор непрерывно исполняется над учениками Христовыми, но исполняется и другое пророчество: «Мужайтесь, Я победил мир». «Тот, Кто в Вас, больше того, кто в мире»,— говорит ап. Иоанн Богослов. Слово «мир» имеет два значения. Первое — внешний мир, падающее человечество, и второе — наш собственный ветхий человек с его страстями и греховными влечениями. Этот мир подвластен диаволу. Он находит здесь свои орудия, которыми и гонит и преследует ученика Христова, желая его погубить. Но Господь победил мир, победил Диавола. Насильно, против воли человека, диавол не может повредить никому. Только тот подпадает власти диавола, кто сам сознательно подаёт ему руку. А кто сопротивляется ему, кто призывает Господа Иисуса Христа, тот безопасен, тому искушения бесовские могут пойти даже на пользу, вернее, идут на пользу. 

Нужно свои падения и свою ветхость использовать как средство для приобретения смирения. Человек приобретший смирение обладает особым внутренним состоянием, при котором все нападения диавола отражаются. Человек уже не на себя надеется, а на Господа. А Господь всесилен и победил диавола и побеждает его в нашей душе, когда мы боремся не своей волей, а призываением Господа и преданием себя в Его волю.

Не расслабевайте окончательно. Не думайте, что духовник чувствует отвращение от исповедания грехов. Если есть искреннее сокрушение, то духовник чувствует особую милость и любовь к кающемуся. Это точно! Такое состояние духовника есть свидетельство, что Господь прощает кающегося и с любовью принимает его в Своё общение, как принял блудного сына.

Итак, мужайтесь. Да крепится сердце Ваше. «Тот, Кто в Вас, больше того, кто в мире».

Да поможет Вам Господь во всём добром, да вразумит, укрепит, утвердит на камне заповедей Своих и приведёт ко спасению и радости на веки веков. Аминь.


( голосов: 1 )
   

Страница 1 из 5

<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 Следующая > Последняя >>