Книги в библиотеке
Тайна страданий и христианство

Внимание, откроется в новом окне. Печать

08taina_stradaniy

По благословению Архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия. В. И. Экземплярский. САТИС — Санкт-Петербург, 1996 г.

Блестящее красноречие, обширная эрудиция и оригинальность мысли ещё при жизни снискали известность Василию Ильичу Экземплярскому — богослову и религиозному публицисту (1875-1933). В Киеве он преподавал в Духовной Академии нравственное богословие, был секретарём Киевского религиозно-философского общества, издавал журнал «Христианская мысль».

Его духовный путь, наверное, нельзя назвать гладким, но ни эксцентричность некоторых суждений, ни крайности философских построений не умалили целостности православного взгляда. Одна из характерных черт его воззрений — стремление обратиться к древней чистоте христианства, непрестанному духовному горению.

Отрывок из книги

Наступила минута величайшего ужаса и величайшего позора в истории человечества: Царь мира умирал на Кресте, отвергнутый своим народом; Небесная любовь была попрана человеческой злобой; светлая истина видимо «побеждена» ложью и человеческим предательством. Какие жертвы могли умилостивить разгневанного Отца Света, какие подвиги могли искупить новое грехопадение человечества, что значил весь мир и сами силы небесные по сравнению с одной каплей крови Сына Божия?.. И с Голгофы всё это было видно, всё было ясно, и мир весь ждал своего приговора. И он был произнесён избитым, поруганным, измождённым Страдальцем с Креста: «Отец, прости им, потому, что не знают, что делают». Громы небесные, повторение участи Содома и Гоморры — всё это было бессильно загладить страшное преступление, смыть позор с человеческой души. Нужно было новое творческое слово, новое откровение жизни, чтобы возродить её в человеке. И это новое слово, этот новый закон человеческих отношений — прощение; любовь всепрощающая. С мгновения смерти Христа, Его слова прощающей любви не умирали в мире. Не только Первомученик Стефан, но и каждый, верующий во Христа, с радостью и любовью повторял слова своего Спасителя, и эта прощающая любовь явилась в истории христианского человечества источником новой жизни и новой радости. Но все эти слова прощения имеют силу только после слов Христа. Недостаточно хотеть простить, надо иметь право простить. Перед лицом поруганного добра и торжествующего зла; перед лицом неискупленных и неисцелённых страданий, причиняемых человеческой злобой; перед зрелищем постоянной победы лжи над истиной, тьмы над светом. Кто имеет право не только бороться со злом, но и прощать его, ненавидеть грех и любить грешника, не судить, но спасать? И это право даровано миру и каждому человеку Христом со Креста. Только Он один, как совершенный безгрешный, воплощённая истина и любовь, и как понесший на Себе всю полноту человеческой неправды: и злобы, и клеветы, и предательства, и страдания,— только Он один имеет право последнего суда над миром, и теперь, по стопам своего Спасителя может и должно идти спасённое Им человечество.


( голосов: 1 )
 
О том, почему с нами происходят "случайные события"

Внимание, откроется в новом окне. Печать

07sobitia

Фомин А. В. Составитель.— М.: 2008.— 512 с.

Едва ли не у каждого из нас есть в прошлом факты, говорящие о связи с духовным миром, факты материалистически не объяснимые, ясно свидетельствующие, что над нами есть Недремлющее Око. Только многие люди закрывают глаза и уши, чтобы не видеть и не слышать. Но чаще бывает, что люди помнят такие факты, да не в силах согласовать с их голосом свою жизнь. В минуты раздумья или задушевной беседы всплывает наверх это таинственное, чтобы потом снова уйти в тайники памяти.

Избранные отрывки из книги

Само слово «Промысл» встречается в Св. Писании. Латинское соответствующее ему слово — providentia, поэтому говорят, что всё в мире провиденциально, т. е. промыслительно. В славянском тексте Промысл называется «Божественным смотрением» (Прем. 14, 3). Святые отцы называли Божественный промысл словом «попечение». Св. Иоанн Дамаскин («Точное изложение православной веры», кн. 2, гл. 29): «Промысл есть Божие попечение о существах».

***

Провидение Божие обнаруживается с величайшей мудростью. Обыкновенно не каждое преступление наказывается тотчас же, но, с другой стороны, и не оставляется без наказания вовсе. Если бы не подвергал Бог ни одного злодеяния наказанию, то многие подумали бы, что никакого Провидения нет. Если бы за каждым преступлением непременно следовало наказание, в таком случае верили бы, что после смерти нет ни наград, ни наказаний. А потому Бог, наказывая только некоторых, обнаруживает Своё Провидение; когда же других не наказывает тотчас по преступлении, то грозит им наказанием после смерти в будущей жизни, если не покаются в нынешней.

***

Все житейские бедствия обращает Бог к нашей пользе и ко благу нашему; попускает самые грехопадения для достижения и приведения к концу высочайших, непостижимых, таинственных дел Своего Богоправления. Ибо и совершать добрые дела и попускать злодеяние есть свойство исключительно принадлежащее одному Божественному Провидению. Истинно, никогда Бог не допустил бы зла, если бы Он не был столь силён и добр, чтобы из всякого злого дела производить доброе последствие. Скажи по совести: когда в мире появилось лютейшее и большее зло чем преступление Адамово и убиение Христа-Спасителя? Однако первородный грех низвёл Бога с неба на землю для восприятия на Себя тела человеческого; смерть Христова отворила нам небо и возвратила всё потерянное нами в Адаме.

***

Таким же образом Провидение Божие бодрствует и о нас, и бодрствует попустительно, так, что и малейшие наши телесные стеснение не оставляет незамеченными у Себя. Вследствие этого каждому из нас, при телесной невзгоде, следует рассуждать так: болезнь эта или другая невзгода произошла ли от моей неосторожности или по злобе человеческой, или от чего-либо другого? Во всяком случае приключилась не без Божия Провидения, которое определило её соответственно моим силам, так что её начало, её тяжесть (ослабление или усиление) зависит от Него. Равным образом от Провидения Божия зависит способ врачевания и исцеления оной. Оно вразумляет врача и указывает на средства, или же противодействует всему, ибо и доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство — от Господа (Сир. 11, 14). Равным образом нужно во всех приключениях, бывающих с нами, рассуждать, что они предвидены и допущены Богом. Враг ли злословит и проклинает тебя,— знай, что все его хуления и слова, произносимые злобными устами, положены от века на весы Божия Провидения: сколько ему дозволено, столько и выскажет, и больше ни одного слова. Что же ты напрасно противишься и тщетно гневаешься? Так точно размышляй и обо всех других твоих бедствиях, которых происхождение, число, тяжесть, продолжение и окончание предусмотрены Богом. Потому Промыслу Божию покорись, говоря с Псалмопевцем: «я нем — и не открываю уст моих» (Пс. 37, 14). Да будет воля Твоя. Боже мой! По Твоему Провидению и попущению всё это устроилось. А поскольку Ты это сотворил, что я был бы нечестивым беззаконником, если бы вознегодовал против Тебя. Итак, святой воле Твоей, Боже мой, во всём повинуюсь и с благодарностью приемлю всё от Тебя ниспосылаемое и терпеливо потерплю.


( голосов: 2 )
 
"О трёх самых важных вещах" избранные письма к духовным детям свт. Николая Сербского

Внимание, откроется в новом окне. Печать

06serbskyИздаётся по благословению секретаря Комиссии по религиозному образованию и катехизации Московской епархии, благочинного Клинского округа протоиерея Бориса Балашова. Фонд «Христианская жизнь» — Клин, 2004 г.

За советом к Владыке Николаю обращались многие: старцы и дети, жёны и девы, богатые и нищие, крестьяне и учёные, миряне и монашествующие, соседи и иностранцы, люди с телесными болезнями и душевными травмами — и каждый получал ясный, мудрый и, что важнее всего, глубоко православный ответ.

Отрывок из книги

Задали Вы мне три вопроса: что такое:

- самая великая мысль, достойная человека?

- самая главная забота, достойная человека?

- самое большое ожидание, достойное человека?

Вот мои ответы:

- Думать о Промысле Божием в жизни человеческой есть самая великая мысль, достойная человека.

- Заботиться о спасении души — самая главная забота, достойная человека.

- Ожидание смерти — самое большое ожидание, достойное человека.

Как следует думать о промысле Божием в жизни человеческой? Мерой следует взять моральный закон Божий. Отмеряя этой мерой, надо проанализировать всё, что происходит в жизни близких Вам и знакомых людей. Больше всего внимания надо обращать на моральные причины всего, что происходит. Это совсем не легко, ибо причины иногда скрыты в далёком прошлом человека, а иногда их можно найти лишь в жизни его родителей. Православная исповедь основывается на выяснении таких причин. Псалмопевец говорил Господу: О заповедях Твоих размышляю и гляжу на пути Твои... Люблю закон Твой и всегда помню о нём, ибо заповеди Господни лежат в основе всего, что происходит с потомками Адама. Заповеди Господни — это Божий свет, высвечивающий всё, что случается в мире.

Как нужно заботиться о спасении души? Чтобы не перечислять лишний раз, скажу лишь: читайте Евангелие и спрашивайте Церковь. У человека нет достояния дороже, чем душа. И единственное, что он может спасти от пропасти и смерти, как раз это самое дорогое достояние. Всё остальное, что человек ценит и хранит, душе не принадлежит и неизбежно пропадёт, умрёт. Душа человеческая в глазах Господа ценнее наибольшей драгоценности материального мира. Недаром Он говорит: какая польза человеку, если он добудет весь мир, а душе своей повредит? Следовательно, не может быть большей заботы для человека, чем забота о спасении души. Как следует ожидать смерть? Точно так же, как солдат на войне, или как ученик, старательно подготовившийся к ответу в ожидании, что учитель вызовет его к доске. Спаситель напомнил нам, что мы постоянно должны помнить о своём смертном часе, рассказав притчу о легкомысленном богаче, который ставил новые амбары и готовился долго благоденствовать на земле, пока ему вдруг не было объявлено: безумец, этой ночью Я отторгну душу твою, а скопленное тобою чьё будет?

Почему мысль о промысле Божием в судьбах людских — это самая великая мысль, достойная человека? Потому, что она даёт человеку мудрость и блаженство.

Почему забота о спасении души — это самая главная забота, достойная человека? — Душа есть самое большое богатство на земле, поэтому вполне естественно, что самому большому богатству оказывается самая большая забота.

Почему ожидание смерти есть самое большое ожидание, достойное человека? Потому, что ожидание смерти очищает совесть и торопит человека вершить добрые дела. Когда одного хорошего человека, старательного, добросовестного работника и благотворителя спросили, что в жизни больше всего побуждало его к труду и милосердию, он ответил: «Смерть».

Три этих вопроса к животным не относятся и свойственны только человеку, причём, высшему типу человека. Всё остальное одинаково и у человека, и у скота.

Мир и благословение Вам от Господа!


( голосов: 2 )
   
Пасха Красная

Внимание, откроется в новом окне. Печать

05pashaПо благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. О трёх оптинских новомучениках убиенных на Пасху 1993 года.

Отрывок из книги

Никого в монастыре не любили так, как инока Трофима и никому, вероятно, не попадало больше, чем ему. Сам инок рассказывал об этом так: «Сперва по гордости хотел всё сделать по-своему, а за непослушание бесы больно бьют. Зато когда приучишь себя к послушанию, так хорошо на душе».

Имя Трофим в переводе с греческого означает «Питомец». Он действительно питомец Оптиной и любимое дитя её, наделённое редким в наш гордый век даром — даром Ученика. А чтобы показать, что такое труд ученичества, где воистину на ошибках учатся, расскажем, как нёс епитимью инок Трофим. Бывало, оптинцы сокрушаются — ох, Трофима опять поставили на поклоны, и это опять по нашей вине! Помню, в монастыре испекли свой первый хлеб, а пекарем был Трофим. И в общем ликовании — свой первый хлеб! — пол-Оптиной набилось в пекарню снимать пробу. А хлеб был горячий и такой вкусный, что, не благословясь, ополовинили выпечку, а епитимью за это нёс Трофим. Так вот, он воспринимал епитимью как милость Божию, предваряющую Страшный Суд, а земные поклоны любил. Один раз в Оптиной гостил Владыка, наблюдая, как жизнерадостно несёт епитимью инок Трофим, охотно полагая земные поклоны, сказал уважительно: «Хороший инок».


( голосов: 2 )
 
Архимандрит Софроний (Сахаров) "Письма близким людям"

Внимание, откроется в новом окне. Печать

04sofroniПереписка с семьёй протоиерея Бориса старка.— М.: изд-во «Отчий дом», 1997 г.

Для многих имя архимандрита Софрония известно по книге «Старец Силуан» автором которой он является. Блаженный старец Силуан был духовным наставником о. Софрония, а в 1988 г.— причислен к лику святых.

Письма архимандрита Софрония к семье протоиерея Бориса Старка глубоко поучительные, излучающие истинную любовь, по своему духовному благодатному наполнению, а также малоизвестному биографическому материалу.

Отрывок из книги

...В общем, жизнь наша течёт тихо, в смысле отрешения нашего от страстей мира сего, но, конечно, в постоянном труде, необходимом для удержания той великой привилегии, которую мы имеем здесь. Можно сказать, что когда служишь людям, забывая себя, то эти люди начинают заботиться о тебе и иногда глубоко любить. Этой любви мы видим множество. В мире современном, социально крепко организованном, особенно в больших городах, люди странным образом разучаются любить, дружить, совместно радоваться или страдать. Отсюда множество людей испытывают муки одиночества. Приходя к нам, встречая у нас человеческо отношение, то есть и уважение, и понимание, и доверие, они так иногда удивляются этому, что сначала даже не понимают, что с ними. А потом, отдав себе отчёт после некоторых повторных посещений, становятся тоже доверчивыми, раскрытыми, весёлыми, а мы отдаём им наш дом, наш сад, всё, что у нас есть. И они сами уже чувствуют себя «дома». И это нас устраивает, так как иначе было бы просто невозможно принимать такое множество людей.

Все у нас, не смотря на различное прошлое, дружат, мирно сожительствуют, и это, конечно, радует меня. Таким образом, я вижу, что могу скоро уходить с сознанием, что останется след некий в плане Земли, в плане её связи с Небом. 

Итак, все вы мои драгоценные, незабвенные, примите мою любовь и самые искренни пожелания всего наилучшего всем и каждому из вас.


( голосов: 2 )
   

Страница 1 из 5

<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 Следующая > Последняя >>