Книги в библиотеке
Игумен Никон (Воробьёв) "Письма духовным детям"

Внимание, откроется в новом окне. Печать

02pismaРепринтное издание. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1998 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьёв) прошёл жизненный путь, довольно типичный для богоискателя начала XX века: религиозная крестьянская семья; потеря веры в школе (реальном училище); безуспешный поиск смысла жизни в науке, философии и в психологии (психоневрологический институт в Петрограде); отчаяние, вопль к неведомому Богу и поразительный ответ Божий; обращение к серьёзному изучению богословия в Московской духовной академии; затем многолетнее подвижничество, завершившееся принятием монашеского пострига и священного сана в 1931–32 гг. Лагерные страдания 1933–37 гг.; работа в прислугах и садовником; с 1944 г.— служение на приходах Калужской и Смоленской епархий. С 1948 г. и до конца жизни отец Никон был настоятелем храма в городе Гжатке (ныне Гагарин) Смоленской области.

Мысли игумена Никона заслуживают самого серьёзного внимания, ибо они — результат не теоретических богословских рассуждений о пути духовной жизни, но глубокого опытного познания.

Ниже приводим отрывок из книги:

Сколько бы Вы ни падали — не отчаивайтесь и не теряйте совсем веры. Сохраните хоть «Одну точку», которая видит и сознаёт и сокрушается иногда о Вашем состоянии, и Вы не утонете в море житейском. Господь не допустит до этого, а в критическую минуту подаст Вам руку, как утопающему ап. Петру. «Мир вас возненавидит»,— сказал Господь своим ученикам две тысячи лет назад. Это пророчество до сих пор непрерывно исполняется над учениками Христовыми, но исполняется и другое пророчество: «Мужайтесь, Я победил мир». «Тот, Кто в Вас, больше того, кто в мире»,— говорит ап. Иоанн Богослов. Слово «мир» имеет два значения. Первое — внешний мир, падающее человечество, и второе — наш собственный ветхий человек с его страстями и греховными влечениями. Этот мир подвластен диаволу. Он находит здесь свои орудия, которыми и гонит и преследует ученика Христова, желая его погубить. Но Господь победил мир, победил Диавола. Насильно, против воли человека, диавол не может повредить никому. Только тот подпадает власти диавола, кто сам сознательно подаёт ему руку. А кто сопротивляется ему, кто призывает Господа Иисуса Христа, тот безопасен, тому искушения бесовские могут пойти даже на пользу, вернее, идут на пользу. 

Нужно свои падения и свою ветхость использовать как средство для приобретения смирения. Человек приобретший смирение обладает особым внутренним состоянием, при котором все нападения диавола отражаются. Человек уже не на себя надеется, а на Господа. А Господь всесилен и победил диавола и побеждает его в нашей душе, когда мы боремся не своей волей, а призываением Господа и преданием себя в Его волю.

Не расслабевайте окончательно. Не думайте, что духовник чувствует отвращение от исповедания грехов. Если есть искреннее сокрушение, то духовник чувствует особую милость и любовь к кающемуся. Это точно! Такое состояние духовника есть свидетельство, что Господь прощает кающегося и с любовью принимает его в Своё общение, как принял блудного сына.

Итак, мужайтесь. Да крепится сердце Ваше. «Тот, Кто в Вас, больше того, кто в мире».

Да поможет Вам Господь во всём добром, да вразумит, укрепит, утвердит на камне заповедей Своих и приведёт ко спасению и радости на веки веков. Аминь.


( голосов: 1 )
 
Брак - ад или рай?

Внимание, откроется в новом окне. Печать

01brak02Афанасий (Николау), митрополит Лимасольский. Пер. с болг. и новогреч. С. Косовой, Д. Лампадиста.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2018.— 304 с.: ил.

В сборнике бесед известного кипрского митрополита Афанасия (Николау) — автора, уже полюбившегося русским читателям,— речь идёт о правильном, христианском понимании смысла брака. Книга адресована тем, кто только задумывается о вступлении в брак, и тем, кто уже встретил свою вторую половину и хочет, чтобы в доме воцарились подленная любовь и взаимопонимание.

Отрывок из книги:

Не пытайся кого-нибудь исправить. Это огромная ошибка в браке. Как и в монашестве. Когда приходишь в монастырь, тебе не дано исправлять монастырь, это непозволительно, тебе нельзя исправлять старца или братию. В монастыре исправляешься ты, а не ты исправляешь кого-нибудь или весь монастырь. С той самой минуты, как ты подумаешь: надо бы этому старцу и братиям стать более добрыми, вежливыми, учтивыми!" — ты уже потерял всё и однажды ты оттуда уйдёшь. И с того самого момента, когда ты попытаешься в браке сделать другого таким, каким хочется тебе, произойдёт одно из двух: или ты его «съешь» — если он слишком добрый, слабохарактерный и просто мягкий человек, он будет подавлен тобой; или, если он не такой, у вас каждый день будут конфликты.

В браке исправляют себя и только себя. Здесь происходит то, о чём говорят отцы: ты правильно настроишься к другому, и если другой не меняется, изменишься ты. Ты сам найдёшь, как относиться к другому, если он никак не может понять, что должен измениться. Как учил наш старец, когда я говорил ему:

- Родители меня не понимают! Я не нахожу общего языка с ними.

Он говорил:

- Ничего страшного, дитя, а ты возьми и пойми их! Если они тебя не понимают, тогда пойми их ты, и вопрос будет решён.

И действительно, если ты сам поймёшь другого человека, тогда ты уже не будешь так добиваться того, чтобы он понял тебя.


( голосов: 3 )
 
Дух, душа и тело

Внимание, откроется в новом окне. Печать

05duh_dusha_teloЭто труд по апологетике — направлению богословия, отстаивающиему христианское вероучение как единственно истинное. Автор книги, Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), был замечательным врачом и мог бы до конца жизни с чистой совестью нести это высокое служение. Но он почувствовал призвание к служению высшему. В самые страшные для Церкви годы (атеистической советской власти) он принимает священство и даже епископский сан. Архиепископ Лука пережил долгие годы ссылок и заточения за свои убеждения, но остался верен Христу, и теперь прославлен Церковью как святой. В книге приводятся важные факты, свидетельствующие о реальном существовании Бога и духовного мира, которые могут помочь неверующим людям обрести веру, а верующим — её укрепить.

Ниже приводим отрывок из книги:

О сердце речь идёт чуть ли не на каждой странице Библии, и впервые читающий её не может не заметить, что сердцу придаётся значение не только центрального органа чувств, но и важнейшего органа познания, органа мысли и восприятия духовных воздействий. И больше того: сердце по Священному Писанию есть орган общения человека с Богом, а следовательно, оно есть орган высшего познания.

Поистине всеобъемлюща, по Священному Писанию, роль сердца в области чувства. Оно веселится (Иер. 15, 16; Есф. 1, 10; Пс. 103, 15; Притч. 15:13, 15, 17:22; Суд. 16, 25), радуется (Плач. 5, 15; Притч. 27, 9; Притч. 15, 30; Ис. 66, 14; Пс. 12:6, 15:9; Притч. 23, 15; Еккл. 2, 10), скорбит (Пс. 12, 3; Иер. 4, 19; Пс. 24, 17), терзается до того, что псалмопевец кричит (Иер. 4, 19; 4Цар. 6, 11; Пс. 72, 21), рвется от злобы (Деян. 7, 54) и горит трепетным предчувствием у Клеопы (Лк. 24, 32). Оно негодует на Господа (Притч. 19, 3), в нем гнездится гнев (Еккл. 9, 3), прелюбодейная страсть (Мф. 5, 28), зависть (Иак. 3, 14), надменность (Притч. 16, 5), смелость и страх (Пс. 26, 3; Лев. 26, 36), нечистота похотей (Рим. 1, 24), его сокрушают поношения (Пс. 68, 21). Но оно воспринимает и утешения (Флм. 1, 7), способно к великому чувству упования на Бога (Пс. 27, 7; Притч. 3, 5) и сокрушению о грехах своих (Пс. 33, 19), может быть вместилищем кротости и смирения (Мф. 11, 29).

Помимо этой полноты чувствований, сердце обладает высшей способностью ощущать Бога, о которой говорит ап. Павел в Афинском Ареопаге: «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли» (Деян. 17, 27).

Об ощущении Бога или, вернее, благодатных воздействий Духа Божия на сердце говорят многие подвижники благочестия, многие преподобные. Все они более или менее ярко ощущали то же, что и св. пророк Иеремия: «было в сердце моем, как бы горящий огонь» (Иер. 20, 9).

Откуда этот огонь? Нам отвечает св. Ефрем Сирин, великий таинник Божией благодати: «Недоступный для всякого ума входит в сердце и обитает в нем. Сокровенный от огнезрачных обретается в сердце. Земля же возносит стопы Его, а чистое сердце носит Его в себе и, прибавим мы, созерцает Его без очей по слову Христову: блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Подобное же читаем и у Иоанна Лествичника: Огонь духовный, пришедший в сердце, воскрешает молитву: по воскресении же и вознесении ее на небо бывает сошествие огня небесного в горницу души».

Использованы материалы сайта azbuka.ru


( голосов: 0 )
   
О жизни, людях и Божественной справедливости

Внимание, откроется в новом окне. Печать

04zizn

Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца / Сост. А. Лоргунов. Пер. с греч.— М.: Никея, 2017.— 128 с.

Современная жизнь с её скоростями и технологиями открывает перед человеком большие возможности. Человек хочет всё быстрее, больше, легче... Знания становятся самоцелью. Однако, как сказал старец Паисий, они могут довести нас «Только до луны, к Богу они не возводят». Отец Паисий жил среди нас в совсем недалёком прошлом, видел, как менялся мир в ХХ веке, и замечал, что не всегда эти изменения благоприятно сказывались на духовной жизни человека. Советы и наставления преподобного звучат камертоном среди внешнего шума нашего времени и помогают настроиться на внутреннее делание.

Ниже приводим отрывок из книги.

Как мне тебя исцелить?

Удалившись от таинства Исповеди, люди задыхаются в помыслах и страстях. Знаете, сколько людей приходят ко мне и просят, чтобы я помог им в каком-то их затруднении? Но при этом люди ни на исповедь, ни в церковь не хотят идти! «А в церковь-то ты хоть ходишь?» — спрашиваю. «Нет»,— отвечают они. «А ты хоть когда-нибудь исповедовался?» — спрашиваю снова. «Нет. Я пришёл к тебе, чтобы ты меня исцелил».— «Но как же я тебя исцелю? Тебе нужно покаяться в своих грехах, нужно исповедоваться, ходить в храм, причащаться — если ты имеешь на это благословение своего духовника,— а я буду молиться о твоём здравии. Неужели ты забываешь о том, что есть и иная жизнь и к ней необходимо готовиться?» — «Послушай-ка, отец,— возражают в ответ такие люди,— всё то, о чём ты говоришь: церкви, иная жизнь и тому подобное, нас не занимает. Всё это сказки. Я был у колдунов, был у экстрасенсов, и они не смогли меня исцелить. И вот я узнал, что исцелить меня можешь ты». Представляешь, что творится! Ты говоришь им об исповеди, о будущей жизни, а они отвечают, что «всё это сказки», но одновременно просят: «Помоги мне, а то я сижу на таблетках». Но как я им помогу? Разве исцелятся они волшебным образом, без труда?


( голосов: 0 )
 
Патерик старца Паисия

Внимание, откроется в новом окне. Печать

03paterik

Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца / Сост. А Логунов. Пер. с греч.— М.: Никея, 2017.— 128с.

Тысячи людей встречались отцу Паисию на жизненном пути: духовники и паломники, монахи и миряне, благочестивые и не очень. Каждый из них оставил след в его памяти и обогатил старца духовным опытом. Их судьбы и отдельные эпизоды, трудолюбиво собранные преподобным, как драгоценный мёд в соты, призваны подвести читателя, вкусившего его, к размышлению о собственном пути. Рассказы старца хранят атмосферу древних патериков и говорят о великой любви отца Паисия к Богу и человеку.

Ниже приводим один из рассказов сборника.

Смиренный чудотворец

В Иордании был один очень простой священник, который творил чудеса. Он читал молитвы над больными людьми и животными, и те становились здоровы. Даже мусульмане, страдавшие каким-нибудь недугом, приходили к нему, и он исцелял их. Перед служением Божественной литургии этот священник выпивал что-нибудь горячее с сухариком и после этого целый день ничего не вкушал. Слух о том, что он ест перед Божественной литургией, дошёл до патриарха, и тот вызвал его в Патриархию. Не зная, зачем его вызвали, священник пришёл в Патриархию и вместе с другими посетителями ожидал вызова в приёмной. На улице стояла страшная жара, окна были закрыты ставнями, и сквозь дырочку в приёмную пробивался солнечный луч. Приняв луч за натянутую верёвку, обливавшийся потом священник снял с себя рясу и повесил её на луч. Люди, сидевшие в приёмной вместе с ним, были потрясены. Кто-то из них пошёл к Патриарху и сказал: «Священник, который завтракает перед литургией, повесил свою рясу на солнечный луч!» Патриарх позвал его к себе в кабинет и начал расспрашивать: «Ну как твоё житьё-бытьё? Часто ли служишь литургию?» — «Да как,— отвечает ему священник,— сперва вычитываю утреню, потом совершаю поклоны, потом готовлю чай, кушаю что-нибудь лёгкое и иду служить».— «Зачем же ты ешь перед литургией?» — спрашивает патриарх. «Если,— отвечает тот,— я немножко перекушу перед литургией, то после потребления Святых Даров Христос оказывается сверху. А вот если я ем после Божественной литургии, то Христос оказывается снизу». Получается, он завтракал перед литургией с добрым помыслом!.. «Нет,— говорит ему патриарх,— это неправильно. Сперва потребляй Святые Дары, а после — немного ешь». Священник положил патриарху поклон и со смирением принял сказанное.


( голосов: 1 )
   

Страница 1 из 4

<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 Следующая > Последняя >>