Книги в библиотеке
Всё ли создал Бог?

Внимание, откроется в новом окне. Печать

12vse_li_sozdal_BogВертьянов С.— М.: Издательство «Воскресение», 2018.— 128 с.: ил. Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви.

Автор — кандидат физико-математических наук, а также специалист в области православного богословия с семинарским образованием (сайт http://www.vertyanov.ru). Книга заинтересует читателя, ищущего ответы на глобальные вопросы мироздания.

Из предисловия

Современного человека всё больше интересует смысл Священного Писания. С чего начинается Библия? С повествования о первом, самом загадочном чуде — сотворении мира из ничего. «В начале сотворил Бог небо и землю» за шесть дней.

1. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один».

2. Господь создаёт воздушное пространство. «И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй».

3. «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое»,— появились леса и луга. «И был вечер, и было утро: день третий».

4. Творец Создаёт солнце и луну — «светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды». «И был вечер, и было утро: день четвёртый».

5. «И сотворил Бог рыб больших и всякую птицу пернатую». «И был вечер, и было утро: день пятый».

6. «И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни». И был вечер, и было утро: день шестой".

В науке главенствует гипотеза эволюции, выдвинутая Чарльзом Дарвином. Возможно ли согласовать эволюционизм и сотворение мира? Однозначного решения этой сложной проблемы современными учёными и богословами не выработано.

Верующие учёные развивают два направления.

1. Бог сотворил всё живое, миллионы лет управляя эволюцией (теистичесий эволюционизм). Шесть библейских дней творения отождествляются с геологическими эпохами: первый день-эпоха появления Космоса и Земли в результате Большого взрыва; второй день-эпоха образования газовой атмосферы над остывающей Землёй; третий день-эпоха появления растений; четвёртый день-эпоха очищения атмосферы от углекислого газа растениями в процессе фотосинтеза, прояснение неба и появления-сотворения на нём звёзд и Солнца; пятый день-эпоха возникновения жизни в воде; и шестой день-эпоха распространения животных на суше.

2. Бог сотворил мир за шесть дней-суток семь с половиной тысяч лет назад (креационизм, от creation — творение). Креационизм соответствует библейскому тексту в его прямой трактовке, но идёт вразрез со многими общепризнаными научными представлениями о мире. Подчёркивая определяющую роль Творца, теистический эволюционизм тоже иногда называют креационизмом, а данное направление — младоземельным креационизмом.

Автор много лет систематизировал факты, которые не укладываются в гипотезу дарвинской эволюции, но соответсвуют библейской мысли о сотворении мира. Публикуемый труд не является фундаментальным научным исследованием, а относится к научно-популярной литературе. Читатель может не согласиться с аргументами автора в пользу сотворения мира за шесть дней несколько тысяч лет назад, но его несомненно заинтересуют научные факты, опровергающие атеистическое мировоззрение и показывающие наличие разумного замысла в мире.

Отрывок из книги

Каждого школьника учат, что он произошёл от обезьяны. Эволюционные идеи Чарльза Дарвина с середины XIX в. приобрели широкую известность, но многие современники Дарвина гипотезу не приняли. Крупнейшие учёные Р. Вирхов, Л. Агасис, К. Бэр, Р. Оуэн, Г. Мендель, Л. Пастер указывали, что предположение Дарвина о развитии одних видов животных из других ошибочно. Дарвин признавался в одном из писем другу: «Будущая книга весьма разочарует Вас — уж очень она гипотетична. Я уверен, что в этой книге вряд ли найдётся хоть один пункт, к которому невозможно подобрать факты, приводящие к прямо противоположным выводам». Труд Дарвина «О происхождении видов» вышел в свет в 1859 г., на издание ещё более смелой книги «Происхождение человека» Чарльз решился только в 1872 г.

В своих книгах Дарвин утверждал, что Творец Вселенной создал Землю, 4–5 видов самых простых животных и столько же примитивных растений, с которых и началась эволюция. Учёный надеялся, что находки окаменелостей древних организмов покажут, какие именно организмы были сотворены, а какие животные и растения появились в процессе эволюции — к ним от сотворённых видов должны были протянуться цепочки переходных форм. Современным палеонтологам очевидно, что такого большого количества окаменелостей живых организмов земные недра не содержат, и цепочки между основными формами жизни не прослеживаются. Теоретически возможных причин две: остатки подавляющего большинства видов не сохранились или же цепочек переходных форм никогда не существовало.

История находок, подтверждающих наше происхождение от древних обезьян, полна шумных сенсаций.

Эоантроп (пилдаунский человек). В 1912 г.   в Великобритании неподалёку от посёлка Пилтдаун археолог Доусон обнаружил окаменевший человеческий череп и челюсть — такую же как у орангутанов. Зубы были крупными, как у обезьян, но не с такими острыми вершинами, а клыки были небольшими, как у человека.

Находка была названа «эоантропом Доусона», её поместили в особый отдел Британского музея. Учёным выдавали только гипсовую копию черепа, по которой антропологи строили гипотезы о том, почему сперва объем мозга увеличился до человеческого, а потом стали человеческими челюсть и все остальные части тела.

О пилдаунском человеке были написаны сотни научных работ. Только в 1953 г. кости удалость извлечь из специального хранилища Британского музея и подвергнуть химическому анализу. Результат шокировал общественность: эоантроп оказался подделкой. Верхняя часть черепа была древней, челюсть же — почти современной, не окаменешей челюстью орангутана, подкрашенной химическим веществом. Изотопный анализ показал, что челюсть была даже не британской, а африканской. Для сходства зубов обезьяны с человеческими их острые вершины сточили.

До сих пор не удалось выяснить, кто устроил этот обман. К чести советских учёных, никто из авторитетных антропологов не признал эоантропа.


( голосов: 1 )
 
Умение умирать или искусство жить

Внимание, откроется в новом окне. Печать

11raphaelАрхимандит Рафаил Карелин. Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: М., 2004

В чём заключается это искусство — искусство жить? Автор настоящей книги, архимандрит Рафаил (Карелин), даёт на этот вопрос ответ неожиданный, от которого многим, быть может, станет в первый момент не по себе. Искусство жить заключается, согласно его точке зрения, в умении... умирать. Да, действительно умирать — для мира, для царящего в нём греха, для поработивших наше сердце страстей.

Отрывок из книги

Шестая заповедь: Не убий (Исх. 20, 13). Убить — значит уничтожить, лишить жизни. Первый убийца — это демон, который лишил человека вечной жизни, оторвал его от Бога — источника и полноты бытия, подчинил власти ада и смерти. После своей земной жизни человек переходит в вечность. Убийца прежде всего тот, кто лишает, как бы отнимает у него истинную жизнь в вечности. Потеря вечности — самая страшная катастрофа. Это непоправимое несчастье, неисцелимая болезнь, чёрная бездна, откуда уже нет возврата. Поэтому худший вид убийства — это отнять у человека веру, разлучить его с Богом, сделать для него конец земной жизни началом инобытия как мучительного состояния без любви и надежды. Душа человека наполняется какой-то страшной чёрной пустотой. Он понимает, что потерял, но в то же время без благодати сердце его не может любить Бога. Он не только попадает в рабство сатане, но и делается подобным ему. В этом заключается страшная тайна вечных мук, невозможность обратиться к Богу той душе, которая, страдая, кричит: «Ненавижу!».

Человеческая душа есть образ и подобие Божие. Бог подаёт человеку благодать, чтобы привлечь его к Себе. Человек, отвергая благодать, как бы «убивает» её в себе. Грешник, отвергший Бога,— это богоубийца в собственном сердце. Это страшная тайна греха. Грешник не хочет, чтобы Бог существовал. Он ненавидит Бога, а вечная жизнь — это любовь к Богу как мистическое единство. Здесь, на земле, святые стяжали огонёк любви к Богу и больше всего на свете старались хранить этот огонёк, чтобы бури страстей не погасили его. По смерти же их любовь из маленького огонька, из пламени свечи превратилась в яркое солнце.

Грех — это искра ненависти к Богу; не встречая препятствий, разгораясь всё больше и больше, она клокочет в глубинах души, как страшное подземное пламя, помрачая ум клубами дыма и опаляя сердце огнём страстей. А после смерти это внутреннее богоотвержение превращается в чёрный огонь ада. В каждой страсти заключены страдания и скорбь, но в каждой страсти есть и какое-то тонкое демоническое наслаждение; есть это адское, смешанное с мукой наслаждение и в ненависти.

В вечности грешник живёт ненавистью к Богу, и в то же время, он ненавидит святых за то, что они пребывают в той же вечности с Ним. Он ненавидит и таких же грешников, как он сам, ибо в них видит уродство своего греха. Он ненавидит демона — как раб — жестокого господина. Он ненавидит самого себя, он проклинает день своего творения; он ненавидит родителей за то, что они дали ему жизнь. Он ненавидит Бога, потому что Бог есть любовь. У него только оно утешение: своими страданиями в аду он «досадил» Богу, но не покорился Ему...


( голосов: 1 )
 
Плоды истинного покаяния

Внимание, откроется в новом окне. Печать

10savva01Схиигумун Савва. Изд-во «Лествица» — М., 2006

Практика жизни показывает всем, кто желает внимательно присмотреться к людям, что таинство исповеди оказывает на душу человека необыкновенно благотворное влияние. Нечестивый человек становится благочестивым. Нередки случаи, когда в одно мгновение человек перерождается до неузнаваемости. Об этом часто говорят и пишут те, с кем это произошло.

Отрывки из книги

Что такое грех? Апостол Павел грех называет жалом смерти (1Кор. 15, 56), т. к. грех умерщвляет душу, лишает её вечноблаженной жизни. Конец греха — смерть.

Грех есть нарушение воли Божией, заповедей Божиих.

Грехи совершаются делом, словом и помышлением, а также пятью чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом и осязанием.

***

Грех отдаляет человека от Господа и сближает с диаволом. Иисус Христос сказал: «Аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха» (Ин. 8, 34), а не раб Бога Живаго. Ещё сказал: «Ваш (грешников) отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине» (Ин. 8, 44).

Корень греха таится в самом человеке, в человеческом сердце, в его сознании и его желаниях.

Общая греховность (влечение ко греху) — это печальный удел всего человечества. «Все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6, 5).

И апостол Павел пишет: «Мы знаем, что закон духовен, а я (человек) плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим 7, 14-20).

И действительно, кто не испытал на себе силу влечения греха, захватывающего нас помимо нашей воли? Очень часто бывает, что мы намерены сделать одно, а делаем совершенно другое, даже противоположное своим намерениям. Хотим утешить человека, хотим сказать ему доброе, ласковое слово, а в разговоре, неожиданно для себя, вставим колкое, обидное слово или даже обличительное. Хотим встретить и проводить любимого и уважаемого нами человека, оказывая ему все знаки внимания и почтения, а расстаёмся чуть ли не врагами...

Человек как бы сам не свой бывает, когда находится во власти греха. Он действует вразрез со своими самыми истинными убеждениями и искренне добрыми намерениями. Поэтому и говорится, что согрешить — дело человеческое, но пребывать во грехе нераскаянным — диавольское. Господа Бога не столько раздражают наши грехопадения, сколько наше нежелание исправиться, наше коснение во грехах.

Когда мы невольно вовлекаемся в грех, тогда должны с особо сильным чувством сокрушения и раскаяния умолять Господа Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь о помиловании, ибо это признак того, что в нас живут и действуют другие грехи, которые мы любим и с которыми не хотим расстаться. Вот они-то и вовлекают нас в новые грехи, в которые мы и не хотели бы впасть.

Бывает иногда так: вдруг (особенно во время разговора) на душу налегла тяжесть. В чём дело? Оказывается, это голос совести: «Кончай. Грешишь». Стоит только поскорее уйти от собеседника, а иногда переменить тему разговора, и в душе опять мир, тишина и даже радость. А если не обратить внимание на эту тяжесть и продолжать своё дело (празднословие, осуждение, а то и клевета), тогда тяжесть усиливается, усиливается... Совесть уже не с нежностью предостерегает, а громко, т. е. чувствительно требует: «Остановись! Не греши!» Если и в этом случае не послушаешься совести, то она умолкает. В душе — ни тяжести, ни радости... пустота! Благодать оставляет человека до времени покаяния.

***

Христос явился в мир, чтобы победить зло (грех, проклятие и смерть), и Он победил его Крестом Своим, так и всякий христианин, который принимает твёрдое решение бороться со злом внутри себя и вне себя, побеждает его своим крестом, т. е. безграничным терпением, благодушным перенесением всех напастей, скорбей и болезней.

Таков закон Божий! Об этом и Христос предупреждает своих последователей: «В мире скорбни будете» (Ин. 16, 33), ибо «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Апок. 3, 19), и апостол Павел учит: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян 14, 22).

Трусы и себялюбцы не хотят бороться со злом, потому что боятся страданий, а мудрый псалмопевец пророк Давид, восклицает: «Благо мне, что я пострадал... (ибо) Прежде страдания моего я заблуждался, а ныне слово Твое храню» (Пс. 118, 71, 67)


( голосов: 1 )
   
Тайна страданий и христианство

Внимание, откроется в новом окне. Печать

08taina_stradaniy

По благословению Архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия. В. И. Экземплярский. САТИС — Санкт-Петербург, 1996 г.

Блестящее красноречие, обширная эрудиция и оригинальность мысли ещё при жизни снискали известность Василию Ильичу Экземплярскому — богослову и религиозному публицисту (1875-1933). В Киеве он преподавал в Духовной Академии нравственное богословие, был секретарём Киевского религиозно-философского общества, издавал журнал «Христианская мысль».

Его духовный путь, наверное, нельзя назвать гладким, но ни эксцентричность некоторых суждений, ни крайности философских построений не умалили целостности православного взгляда. Одна из характерных черт его воззрений — стремление обратиться к древней чистоте христианства, непрестанному духовному горению.

Отрывок из книги

Наступила минута величайшего ужаса и величайшего позора в истории человечества: Царь мира умирал на Кресте, отвергнутый своим народом; Небесная любовь была попрана человеческой злобой; светлая истина видимо «побеждена» ложью и человеческим предательством. Какие жертвы могли умилостивить разгневанного Отца Света, какие подвиги могли искупить новое грехопадение человечества, что значил весь мир и сами силы небесные по сравнению с одной каплей крови Сына Божия?.. И с Голгофы всё это было видно, всё было ясно, и мир весь ждал своего приговора. И он был произнесён избитым, поруганным, измождённым Страдальцем с Креста: «Отец, прости им, потому, что не знают, что делают». Громы небесные, повторение участи Содома и Гоморры — всё это было бессильно загладить страшное преступление, смыть позор с человеческой души. Нужно было новое творческое слово, новое откровение жизни, чтобы возродить её в человеке. И это новое слово, этот новый закон человеческих отношений — прощение; любовь всепрощающая. С мгновения смерти Христа, Его слова прощающей любви не умирали в мире. Не только Первомученик Стефан, но и каждый, верующий во Христа, с радостью и любовью повторял слова своего Спасителя, и эта прощающая любовь явилась в истории христианского человечества источником новой жизни и новой радости. Но все эти слова прощения имеют силу только после слов Христа. Недостаточно хотеть простить, надо иметь право простить. Перед лицом поруганного добра и торжествующего зла; перед лицом неискупленных и неисцелённых страданий, причиняемых человеческой злобой; перед зрелищем постоянной победы лжи над истиной, тьмы над светом. Кто имеет право не только бороться со злом, но и прощать его, ненавидеть грех и любить грешника, не судить, но спасать? И это право даровано миру и каждому человеку Христом со Креста. Только Он один, как совершенный безгрешный, воплощённая истина и любовь, и как понесший на Себе всю полноту человеческой неправды: и злобы, и клеветы, и предательства, и страдания,— только Он один имеет право последнего суда над миром, и теперь, по стопам своего Спасителя может и должно идти спасённое Им человечество.


( голосов: 1 )
 
О том, почему с нами происходят "случайные события"

Внимание, откроется в новом окне. Печать

07sobitia

Фомин А. В. Составитель.— М.: 2008.— 512 с.

Едва ли не у каждого из нас есть в прошлом факты, говорящие о связи с духовным миром, факты материалистически не объяснимые, ясно свидетельствующие, что над нами есть Недремлющее Око. Только многие люди закрывают глаза и уши, чтобы не видеть и не слышать. Но чаще бывает, что люди помнят такие факты, да не в силах согласовать с их голосом свою жизнь. В минуты раздумья или задушевной беседы всплывает наверх это таинственное, чтобы потом снова уйти в тайники памяти.

Избранные отрывки из книги

Само слово «Промысл» встречается в Св. Писании. Латинское соответствующее ему слово — providentia, поэтому говорят, что всё в мире провиденциально, т. е. промыслительно. В славянском тексте Промысл называется «Божественным смотрением» (Прем. 14, 3). Святые отцы называли Божественный промысл словом «попечение». Св. Иоанн Дамаскин («Точное изложение православной веры», кн. 2, гл. 29): «Промысл есть Божие попечение о существах».

***

Провидение Божие обнаруживается с величайшей мудростью. Обыкновенно не каждое преступление наказывается тотчас же, но, с другой стороны, и не оставляется без наказания вовсе. Если бы не подвергал Бог ни одного злодеяния наказанию, то многие подумали бы, что никакого Провидения нет. Если бы за каждым преступлением непременно следовало наказание, в таком случае верили бы, что после смерти нет ни наград, ни наказаний. А потому Бог, наказывая только некоторых, обнаруживает Своё Провидение; когда же других не наказывает тотчас по преступлении, то грозит им наказанием после смерти в будущей жизни, если не покаются в нынешней.

***

Все житейские бедствия обращает Бог к нашей пользе и ко благу нашему; попускает самые грехопадения для достижения и приведения к концу высочайших, непостижимых, таинственных дел Своего Богоправления. Ибо и совершать добрые дела и попускать злодеяние есть свойство исключительно принадлежащее одному Божественному Провидению. Истинно, никогда Бог не допустил бы зла, если бы Он не был столь силён и добр, чтобы из всякого злого дела производить доброе последствие. Скажи по совести: когда в мире появилось лютейшее и большее зло чем преступление Адамово и убиение Христа-Спасителя? Однако первородный грех низвёл Бога с неба на землю для восприятия на Себя тела человеческого; смерть Христова отворила нам небо и возвратила всё потерянное нами в Адаме.

***

Таким же образом Провидение Божие бодрствует и о нас, и бодрствует попустительно, так, что и малейшие наши телесные стеснение не оставляет незамеченными у Себя. Вследствие этого каждому из нас, при телесной невзгоде, следует рассуждать так: болезнь эта или другая невзгода произошла ли от моей неосторожности или по злобе человеческой, или от чего-либо другого? Во всяком случае приключилась не без Божия Провидения, которое определило её соответственно моим силам, так что её начало, её тяжесть (ослабление или усиление) зависит от Него. Равным образом от Провидения Божия зависит способ врачевания и исцеления оной. Оно вразумляет врача и указывает на средства, или же противодействует всему, ибо и доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство — от Господа (Сир. 11, 14). Равным образом нужно во всех приключениях, бывающих с нами, рассуждать, что они предвидены и допущены Богом. Враг ли злословит и проклинает тебя,— знай, что все его хуления и слова, произносимые злобными устами, положены от века на весы Божия Провидения: сколько ему дозволено, столько и выскажет, и больше ни одного слова. Что же ты напрасно противишься и тщетно гневаешься? Так точно размышляй и обо всех других твоих бедствиях, которых происхождение, число, тяжесть, продолжение и окончание предусмотрены Богом. Потому Промыслу Божию покорись, говоря с Псалмопевцем: «я нем — и не открываю уст моих» (Пс. 37, 14). Да будет воля Твоя. Боже мой! По Твоему Провидению и попущению всё это устроилось. А поскольку Ты это сотворил, что я был бы нечестивым беззаконником, если бы вознегодовал против Тебя. Итак, святой воле Твоей, Боже мой, во всём повинуюсь и с благодарностью приемлю всё от Тебя ниспосылаемое и терпеливо потерплю.


( голосов: 2 )
   

Страница 1 из 6

<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > Последняя >>