Проповедь протоиерея Симеона Льва на Евангелие от Марка: о усмирении бури Христом 22 сентября 2021 г.
Проповедь протоиерея Симеона Льва на Евангелие от Марка: о усмирении бури Христом 22 сентября 2021 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

03adrian_natalia1

Дневное Евангелие рассказало нам о морской буре, случившейся, когда Спаситель с учениками в вечернее время плыли на лодке к другому берегу. Волны стали заливать лодку, а Иисус спал на корме. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? (Мк. 4, 35-41)

«Бог в беде не оставит». Все мы хорошо знаем эту поговорку и часто её повторяем, уверенные в её истинности. И всё же, когда сами попадаем в беду, то нередко очень мало рассчитываем на помощь Бога. Одно дело — изрекать истину или внимать ей, а другое — осознать силу этой истины. Одно дело — плывя в лодке по спокойному морю, рассуждать о способности Бога защитить нас в бурю, а другое — доказать эту способность, когда буря в действительности неистовствует вокруг нас. Но ведь Бог всегда Тот же. В бурю и штиль, в недуге и в здравии, в горе и в радости, в бедности и богатстве — вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Бог — это великая истина, на которую вера может опереться, к которой она может приблизиться и поддерживаться ею во все времена и при всех обстоятельствах. Но, увы, мы не верим!

Вот откуда наши слабости и неудачи. Мы растеряны и взволнованы, когда нам должно быть спокойными и уверенными; мы предаёмся раздумьям, когда следует всецело положиться на Бога; мы взываем к своим ближним, когда должны взирать на Господа. Именно так мы порочим Господа и теряем Его на своём пути. Несомненно, не много найдётся поступков более предосудительных по сравнению с нашей склонностью не доверять Богу перед лицом трудностей и испытаний. Своим недоверием мы огорчаем сердце Иисуса, потому что недоверие всегда ранит любящее сердце.

В евангельском эпизоде мы наблюдаем интересную и поучительную картину. Несчастные ученики попали в трудное положение. Они в полном смятении. Сильнейшая буря, лодка полна воды,— а Христос спит. Это, безусловно, минута испытания, и, разумеется, с обычной точки зрения, нет ничего удивительного в том, что учеников охватили страх и волнение. На их месте мы вряд ли повели бы себя по-другому. И всё-таки нельзя не видеть то, что их подвело. Ведь Евангелие написано для того, чтобы мы его изучали, поэтому мы обязаны вдумываться в повествование и извлекать содержащиеся в нём уроки.

Нет ничего более абсурдного и неразумного, чем неверие, если оценивать его беспристрастно. В рассматриваемой нами сцене эта абсурдность совершенно очевидна, ведь что может быть абсурднее мысли о том, что лодка может затонуть с Сыном Божьим на борту? И всё-таки Его ученики боялись именно этого. Можно даже сказать, что в тот момент они просто и не думали о Сыне Божьем. На самом деле они думали о буре, о волнах, о наполняющейся водой лодке и считали своё положение совершенно безнадёжным. Следовательно, сердцем без веры — вот чем руководствуется человек в беде. Сердце без веры смотрит только на внешние обстоятельства и оставляет без внимания Бога. Вера же, напротив, взирает только на Бога и оставляет без внимания обстоятельства.

В этом — огромная разница! Вера торжествует от того, что человек находится в тяжёлом положении, потому что оно предоставляет Богу возможность сотворить чудо.

Мы с уверенностью можем сказать, что имей ученики веру, они легли бы рядом с Христом и заснули бы вместе с Ним в самый разгар бури. Но нет, неверие вселило в них тревогу: они не смогли лечь отдыхать и из-за своих страхов разбудили Господа. Утомлённый неустанным трудом, он воспользовался несколькими минутами отдыха, пока лодка пересекала озеро.

Непостижимая загадка! Тот, кто создал море и мог удерживать ветер в Своих всемогущих руках, спал на корме судна, позволяя морю и ветру обращаться с Собой так бесцеремонно, как будто Он — обыкновенный человек. Это и было проявлением истинной человеческой природы Сына Божьего. Он устал — и Он спал, качаемый на груди озера, которое создали Его руки.

Но, как мы уже упомянули, маловерные ученики Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? Какой вопрос! Как он, должно быть, ранил чувствительное сердце Господа! Как только они могли подумать, что Он равнодушен к их беде и грозящей им опасности? Насколько прочно, должно быть, они забыли о Его любви, не говоря уже о Его силе, если их уста смогли вымолвить: Неужели Тебе нужды нет?

И всё же, разве их поведение — не зеркало, в котором отражаемся мы сами? Конечно же, да. Как часто в трудную минуту в наших сердцах зарождается вопрос: Неужели Тебе нужды нет? Предположим, мы лежим на одре болезни и страданий и знаем, что одно только слово Бога во всей его силе и могуществе может изгнать недуг и поставить нас на ноги,— но этого слова нет. Или мы нуждаемся в насущном, зная, что и деньги и все ценности Вселенной находятся в Его власти,— но идет день за днём, а мы не получаем то, что нам нужно. Бушуют житейские бури, мы в опасности, в смятении, и наши сердца готовы воззвать к небу с ужасающим вопросом: «Тебе все равно?». Одна только мысль об этом крайне постыдна. Мысль, огорчающая любящее сердце Христа неверием и подозрением, должна наполнить наши сердца глубоким раскаянием.

И, кроме того, до чего же абсурдно неверие! Как Тому, Кто отдал за нас Свою жизнь, Кто оставил Свою славу, снизошёл в этот мир тяжкого труда и великих страданий и умер, презираемый толпой, чтобы избавить нас от вечного Страшного Суда,— как Ему может быть всё равно? И всё-таки при испытании нашей веры мы сомневаемся или проявляем нетерпение, забывая о том, что само испытание, которого мы так стараемся избежать и от которого в ужасе отмахиваемся, намного ценнее золота. Чем искреннее испытуемая вера, тем ярче она светит; значит, почитание и прославление несомненно, доходит до Того, Кто не только вселяет веру, но и проносит её через горнило испытаний, в котором неустанно следит за ней.

Но несчастные ученики не выдержали испытания. Они отступили от веры и разбудили своего Наставника этим самым недостойнейшим вопросом: Тебе всё равно, что мы погибаем?

Что же мы за создания! Мы готовы забыть тысячи благодеяний, встретив одно-единственное затруднение. Ученики думали, что они погибают с Сыном Божьим на борту; а каков результат? Буря была успокоена, а море стало гладким, как стекло, при звуке того Голоса, который когда-то вызвал к жизни целые миры.

И встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. Какое сочетание благодати и величия мы видим! Вместо того, чтобы упрекнуть учеников, потревоживших Его покой, Он упрекнул силы, ввергнувшие их в ужас. Именно так он ответил на их вопрос: Тебе всё равно? Благословенный Учитель! Как можно не верить Ему? Как можно не любить Его за Его терпеливое милосердие и всепрощающую любовь?

Таким был Иисус — истинный Бог и истинный человек. Такой Он и сейчас — всегда готовый ответить на просьбы Своих людей, успокоить их тревоги и устранить их страхи. Едва ли мы знаем о том, как много теряем изо дня в день, не опираясь более уверенно на руку Христа. Нас легко повергнуть в ужас. Каждое дуновение ветра, каждая волна вызывает в нас тревогу и чувство подавленности. Вместо того, чтобы спокойно лечь рядом с нашим Господом отдыхать, мы мечемся от растерянности и ужаса. Вместо того, чтобы принять бурю как повод для доверия Ему, мы считаем её поводом для сомнения в Нём. Как только с нами случается самая пустяковая неурядица, мы думаем, что погибаем, несмотря на Его уверение в том, что он знает счёт каждому волосу на наших головах. Что ж, он мог бы сказать нам так же, как сказал Своим ученикам: Что вы так боязливы? Как у вас нет веры?

Конечно, иногда может показаться, что у нас нет веры. Но насколько же велика Его любовь! Ведь Он всегда спешит спасти нас и помочь нам, даже если наши маловерные сердца готовы усомниться в Его Слове. Он обращается с нами, исходя не из наших узких представлений о Нём, но исходя из Его собственной безграничной любви к нам. Его любовь — это утешение и опора для наших душ на их пути по бурному морю жизни к дому, к вечному покою. Христос в нашей лодке. Будем же всегда спокойно полагаться на Него. Пусть навсегда воцарится в наших сердцах глубокий мир, источник которого — истинная вера во Христа!

В заключение хотелось бы отметить то влияние, которое оказал на учеников случай, описанный в дневном Евангелии. Вместо спокойного поклонения людей, чья вера получила отклик, они выразили изумление и получили упрёк за свой страх. Как пишет Евангелист: И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же это, что и ветер и море повинуются Ему? Несомненно, им следовало бы лучше знать Спасителя. Так и нам, братья и сестры, надлежит познать Его полнее. Аминь.


( голосов: 4 )