03_troitsa

На фото: икона Святой Троицы в нашем храме, 7 июня 2020 г.

Происхождение праздника Пятидесятницы относит нас на три тысячи лет тому назад на богошественную гору Синай, на которой пророк Моисей получил от Бога Закон, по которому надлежало жить народу, Богом усыновлённому. Закон этот не был изречён человеческими устами, но начертан огненным перстом на каменных плитах - скрижалях. Он должен был стать руководством народа Божьего, его путеводителем к Земле Обетованной, к тому месту, где народ-странник, народ-изгой должен был получить чаемое упокоение. Это произошло на пятидесятый день после драматического Исхода евреев из Египта, их чудесного избавления от рабства и погибели.

День дарования Закона, пятидесятый день после еврейской Пасхи, праздновался народом Божьим как праздник Кущей. Кущи – это шатры, палатки, в которых странствующий народ расположился у горы Синай в то время, как их вождь и пророк Моисей на вершине Синая получил от Бога Скрижали Завета. И вот, по установлению Божьему, в память о сорокалетнем странствии, люди покидали свои дома и поселялись в кущах. Кроме того, в знак благодарности за великие благодеяния Господа, израильтяне украшали свои жилища и Иерусалимский Храм ветвями растений и букетами цветов.

Сегодня православные храмы в России, как и в других странах мира, украшаются, как некогда украшался Иерусалимский Храм, и причина этого украшения всё та же: мы благодарим Бога-Спасителя за то, что мы, Народ Божий, Новый Израиль, Православная Церковь, люди, соединившиеся с Богом в Таинствах, обрели, как некогда древний Израиль, смысл нашего существования, мы получили возможность вечной жизни, возможность спасения. Сегодня день усыновления всех нас Богом, сегодня День рождения нового народа - Церкви Христовой.

Бог не отменил Своего Ветхого, т. е. древнего Закона после Воплощения Сына Божьего. Господь Иисус Христос исполнил Закон. Он так и сказал Своим ученикам: Не думайте, что я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить (Мф. 5,17). Слово «исполнить» имеет ещё одно значение, которое мы, в нашей эстрадной культуре, как-то забыли: исполнить - значит сделать полным, совершенным, восполнить.

Закон Ветхий дан был евреям для того, чтобы руководить их в землю Обетованную, в землю, текущую молоком и мёдом. Закон Христов призван руководить Новый Израиль, Церковь Христову на Небо, в Царство Небесное, ведь человеку, созданному по образу и по подобию Божьему, - тесна земля. Ему, как Сыну Божьему, нужно Небо.

И вот, по удивительному, непостижимому замыслу Спасителя нашего после Вознесения Господня, в день Пятидесятницы, произошло это окончательное исполнение Закона: Дух Святой сошёл на апостолов и силою Своей Благодати превратил слабых, маловерных, трусливых и неискушённых в Божественной Премудрости людей в то, что позже апостол Павел назовёт «столпом и утверждением Истины» - в Церковь Христову! И некогда дрожащие и косноязычные стали бесстрашными и пламенными проповедниками, некогда скрывавшиеся за стенами своих домов «страха ради иудейска» вышли на площади городов, предстали перед жестокими языческими правителями, ничего не боясь и ни в чём не сомневаясь, с проповедью радостной Вести о вечной жизни. «Евангелие» по-гречески - это и есть «радостная весть», «благая весть». Весть о примирении человека с Богом, весть о спасении от вечной смерти. Так действовала и действует благодать Духа Святого, «Иже от Отца исходящего» в Теле Христовом - Его Церкви.

Любовь, восполняющая Закон, не может совершаться человеческими усилиями. Ей мало формального запрета: не убий. Она говорит: «Возлюби врага». Любви мало юридической нормы: не укради. Она требует: «отдай последнее ближнему».

Кое у кого эти слова Св. Писания вызывают негодование: «Какие они двуличные эти христиане. Мы слышим от них: «отдай последнее ближнему», а попросишь у них: «Дай денежек на туфли, или на еду - фигу получишь. Не буду с ними общаться, а буду обличать их лицемерие». Что стоит за таким обличением? Желание манипулировать Св. Писанием в своих интересах, отсюда недолгий путь к сектанству, к людям, которые по одному выражению Писания, делают выводы о смысле всей Библии. Св. Церковь учит нас, что смысл любого выражения Слова Божьего можно понять, зная учение всего Писания. Что же касается «поделись последним с нуждающимся», то Господь действительно призывает нас быть милосердными, помогать нуждающимся, а не тем, кто не хочет трудиться, а жить на халяву. Причем, жить «красиво». Пример такого существования вспоминается мне из сельской жизни. В село, где я служил, часто захаживали отряды побирушек – женщин с кучей малолетних босоногих детей. Они жалобно просили дать им денежку детям на еду и обувку. Сочувствующие давали им что-то из еды и то, что осталось от своих детей, иногда практически новые вещи. Собрав всё это, заодно прихватив и зазевавшихся курочек, они шли до ближайшей помойки. Там эти побирушки снимали с детей грязную одежду, переодевали в чистую, а грязную выбрасывали на помойку. Не надо ни стирать, ни гладить.

Да, Церковь учит нас помогать нуждающимся: тем, у кого случилось несчастье: сгорел дом, потеряно здоровье, инвалидам детства, одиноким старикам, немощным. А не тем, кто вместо работы идёт дышать свежим воздухом, с твёрдым убеждением: «На наш век дураков хватит».

Продолжу беседу о сегодняшнем празднике. Любовь призывает нас совершить немыслимое: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Разве сам человек своими силами способен совершить подобное? Но «Божественная Благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи» действует в Церкви с того великого дня Пятидесятницы и до сего дня. Дух Святой, а не мы сами, молится в нас. Дух Святой, а не священник, совершает Таинства Церкви. Дух Святой, Саму Церковь Христову создавший, хранит Её и доныне так, что не могут одолеть её и врата ада.

И если иудеи так благодарили Бога за Его благодеяния, если они так украшали дома свои и Храм цветами за Землю обетованную, то что же мы, христиане, должны воздать Ему сегодня за Небо, отверстое нам? Какие букеты принесём мы нашему Богу? Послушаем стихотворение нашей современницы Елены.

"Но, смутясь, скажу: "Прости!

Прости нас, Боже! Мы пришли оттуда,

Откуда и пойти-то было чудо.

Наш дар, он весь - в горсти". (Елена Пудовкина, «Сочельник...»)

В горсти, как у бедной вдовы, положивший две лепты в сокровищницу Храма, всё, что у нас есть, все наши скорби и радости, всё наше ещё не начатое покаяние, всю нашу надежду и веру, наши труды и таланты – вручим Господу, потому что это не наше, это - Его. Пусть Он распорядится этим, как Ему угодно. Аминь.