08foma

Источник изображения - pravoslavie.ru

Сегодня Св. Церковь прославляет память св. ап. Фомы, того самого, о котором принято говорить: Фома – неверующий. Получается немысленное сочетание: св. неверующий апостол Фома. Это говорит о том, что «верующий, не-верующий» - всего лишь отвлечённые слова! И верующий иногда впадает в неверие, и неверующий иногда чувствует, что «нечто» есть. В известной всем Евангельской истории отец больного ребёнка бросается ко Христу со словами: "Верую, Господи! Помоги моему неверию" (Мк. 9, 24), - в этих словах больше правды о человеке, чем во всех отвлечённых спорах о вере и неверии. В саду у первосвященника трижды отрекается от Христа апостол Петр. Когда Христос взглянул на него, Пётр вспомнил, как обещал он Христу умереть за Него, и сказано про него, что он вышел вон и плакал горько (Мф. 26, 75). И, наконец, сам Христос в предсмертной муке обращает к Богу страшные слова: "Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?" (Мф. 27, 46).

Верующий как нечто само собою разумеющееся доказывает свою веру. Не-верующий так же снисходительно, как само собою разумеющееся доказывает правду своего неверия. Но верующий, если только он правдив сам с собою, знает, что он слишком часто живет так, как если бы не было никакого Бога, часто в суматохе и шуме жизни как бы где-то теряет, растрачивает свою веру. А в ином неверующем больше печали по Боге, больше тоски по Свету и Истине, чем в ином самодовольном фарисее-верующем. Поэтому так пусты, и так беспредметны все споры о вере и неверии. Еще и ни в ком не родилась вера от доказательств и аргументов, не родилась даже и от чудес.

Евангелие полно рассказов о чудесах Христа, но как же вышло так, что перед Его смертью все оставили, все бросили и все предали Его? А вот когда не было никакого чуда, когда, всеми брошенный, Он умер на кресте, воскликнул сотник, распинавший Его: "Воистину Человек сей Божий Сын" (Мф. 27, 54).

Читая Библию, жития святых, узнаёшь, что не только Христос, но и многие праведники страдали, как ветхозаветные, так и новозаветные. Для кого-то эти страдания были добровольными, но для большинства – нет. Надо сказать, что людей больше волнует не то, за что страдают угодники Божьи, а то, в чём состоит вера праведников, почему они служат Богу? В библейской книге Иова сатана заявляет, что Иов богобоязнен, потому что надеется получить от Господа награду. На таких условиях, говорит дьявол, всякий согласился бы поклониться Богу. Но урежь доходы Иова, и он отречётся от Господа. Даром Бога никто не славит, - утверждает дьявол. И каждый верующий, раньше, или позже задаётся вопросом: Почему я славлю Бога? Потому ли, что Он посылает мне Свои блага? А что если блага прекратятся? Что если Он заберёт даже то, что когда-то даровал? Легко быть добрыми, когда у нас много добра.

Один мой знакомый, деятельный священник, призывая своих прихожан-предпринимателей добросовестно отчислять десятину на новое церковное строительство, уверял их, что Господь обязательно благословит их. Он сделает так, что оставшиеся девяносто процентов дохода послужат им лучше, чем первоначальные сто. Но случилось так, что доход их не увеличился, а даже уменьшился. Они так обиделись на Бога, и на священника, что вообще перестали ходить в церковь. Не так давно на состоятельных россиян обрушилось испытание веры: вышло новое налоговое законодательство, отменяющее льготы церковным благотворителям. Если раньше, деньги, отданные на восстановление храма засчитывались как отданные государству, то теперь положенные отчисления государству необходимо отдавать полностью, а пожертвования на храм предлагается платить из личного дохода. И почти все благотворители сразу куда-то исчезли. Так что за коварным утверждением сатаны, что даром Богу никто служить не будет, кроется более широкий, более принципиальный вопрос: а возможны ли вообще истинная вера, истинная набожность? Возможна ли полная и беззаветная преданность человека Богу, без всяких условий, типа: Ты - мне, я - Тебе, без всяких соглашений и договоров? Может ли кто-нибудь служить Богу, когда жизнь его рассыпается в прах? Да, может, учит нас праведный Иов, и чтимый сегодня апостол Фома. С дьяволом мы можем согласиться лишь в том, что вера, основанная на благополучии – неглубока и неискренна.

Все мы чувствуем себя виноватыми, когда у нас случаются неприятности. Мать, стоящая у постели больного ребёнка, шепчет в отчаянии: «Это Бог меня наказывает!» Она точно не знает за что, но наверняка есть причины. Обанкротившийся предприниматель, вздыхая по утраченным капиталам, размышляет, какой грех он совершил. Каждый из нас испытывал нечто подобное в своей жизни. Возможно, это нормально – думать, что все наши страдания обусловлены совершенными нами прегрешениями. Очень многие разделяют эту точку зрения. Однако, такие люди становятся на сторону дьявола и трех приятелей Иова, когда советуют нам «веровать сильнее», или «исповедывать свой грех». Истинные христиане хранят свою веру и во дни благополучия, и во дни скорби. Вера не гарантирует человеку избавления от бед и несчастий.

Когда читаешь и слушаешь споры о религии, видишь как с обеих сторон несётся хвастовство о своих победах и торжествах, сила против силы, пропаганда против пропаганды, ненависть против ненависти, и в конечном итоге, зло против зла. Но всё христианство утверждает, что злом не разрушить зла, ненавистью не победить ненависти – всё это мир сей, про который давно сказано, что он «во зле лежит» (1 Ин 5, 19).

Не пора ли нам, называющим себя верующими, вспомнить этот главный парадокс христианства – что побеждает в нём только Крест, его непобедимая, непостижимая сила. Не пришёл Христос спасти нас ни силой, ни внешней победой, но заповедал нам, чтоб мы знали, какого мы духа, чтоб была в нас сила крестная. И вот поразительно, что и сейчас, там, где идёт борьба с религией, там побеждают те, кто силе противопоставляют правду, ненависти – любовь и жертву, шуму и грохоту пропаганды – тишину и свет подлинной веры. И вот над шумом слышен только их голос, во тьме светит только их свет, действительно, этого света тьме не объять.

Слабость христиан почти всегда в том, что они сами не верят в своё добро и, когда приходит час борьбы со злом, противопоставляют ему такое же зло, такую же ненависть и тот же страх. Пора нам оправдать добро, снова поверить в его силу, в его внутреннюю божественную непобедимость. Пора миру, лежащему во зле, противопоставить не чудо, не силу, не авторитет и не хлеб, а тот ликующий облик добра, любви, надежды и веры, от отсутствия которых задыхается человечество. И только тогда, когда мы в самих себе оправдаем добро и поверим в него, мы начнём снова побеждать.

В эти послепасхальные дни всё ещё поется в Церкви: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Смертию – смерть, ведь до воскресения Он самое страшное из всех зол – смерть, разрушение – наполняет добром, любовью, жертвой, самоотдачей. Саму смерть наполняет Жизнью, и когда разрушает Он смерть, тогда наступает светоносное утро воскресения. Тогда, и только тогда, тем, кто отдают ему свою земную любовь и идут, ни на что не надеясь, ко гробу, чтобы помазать Его тело, Он говорит единственное из всех слов: «Радуйтесь!» (Мф. 28, 9). Так начинается христианство. Аминь.