Проповедь протоиерея Симеона на послание св. апостола Павла к Евреям - Евр. 10, 1-18 12-17 (12-04)
Проповедь протоиерея Симеона на послание св. апостола Павла к Евреям - Евр. 10, 1-18 12-17 (12-04)

Внимание, откроется в новом окне. Печать

02pavel

Источник изображения — obodrenie.info

В дневном апостольском чтении Послания к Евреям ап. Павел утверждает, что невозможно жертвенной кровью животных достичь полного очищения, в котором нуждается человек (10, 4). Апостолом отвергается не только вся старозаветная система жертвоприношения как неспособная дать полное очищение, но выносится приговор любой другой религиозной системе как пути к прощению и спасению. Здесь мы оказались предстоящими перед сложной темой, затрагивающей сокровенные религиозные чувства иноверцев и касающейся вопроса их спасения в вечности. Что может сказать Послание к Евреям современному миру, в котором перемешаны многообразные и соперничающие религиозные движения? Ислам уже становится второй крупнейшей религией нашей страны. Другие религии наступают очень активно, и в большинстве случаев эффективно. Как быть в такой ситуации христианину? Как совместить бескомпромиссность христианской истины с претензиями представителей других религий?

Надо сказать, что христианин, желающий свидетельствовать верующим других религий о своей вере, должен быть сам, прежде всего, внимательным слушателем. Он не должен врываться в чужую веру со своим поспешным судом и оскорблять религиозные чувства других людей, типа того: «Бог не выдаст, ислам не съест». Он постарается понять и уважать убеждения того, в ком он видит друга, а не объект для обращения в свою веру. Если нами руководит любовь, мы захотим познакомиться с доктринами иудаизма, ислама, буддизма, индуизма так, чтобы понять их правильно. Одобрение позитивного содержания другой веры не может скомпрометировать ясные и бескомпромиссные истины христианства. Мы убедились, что апостол Павел с большой симпатией относится к иудаизму, хотя и не призна-ет его как путь ко спасению. Ветхозаветные законы разоблачают грех (10, 2); в истории евреев отражены все превратности нашего пути веры (3, 4); библейские герои показывают нам примеры истинной веры. В Послании к Евреям читаем: Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Верою и сама Сарра (будучи не плодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом (Евр. 11, 16).

Между религиями, вполне возможен диалог на темы человеческой вины, страха, одиночества, морального падения, бесцельности жизни, чувства незащищенности и т. п. При наличии в других религиях такого множества общих черт, касающихся основных нужд человечества, христианин может устанавливать мосты общения с ними подобно тому, как это делал св. Павел в афинском ареопаге, когда, начав с рассуждений об особой образованности и набожности своих греческих соседей, он перешел затем к их несовершенствам и, наконец, к Божьему откровению во Христе (Деян. 17, 16-31).

Христианин не должен спешить навязывать доктрины своей веры, но, с другой стороны, он не должен стыдиться исповедовать их, когда это требуется, и всегда делать это в духе любви и искреннего доброжелательства. Христианин должен стойко держаться бескомпромиссной природы своей веры. Большинство религий жестко отстаивают свои догмы, поэтому, когда мы несем Благую весть другому человеку, мы должны понимать, насколько он готов ее принять. Бомбардировка новообращенного «доказательными цитатами» только вызовет протест с его стороны и заставит его занять оборонительную позицию. Он нуждается в понимании, любви и помощи.

В любом случае, мы приходим к истине об уникальности Христа, и здесь нашим несомненным помощником является Послание к Евреям с его безусловным авторитетом для христианской веры и практической жизни верующего. Мы не можем не сказать своему собеседнику о том, что вечная жизнь невозможна вне Христа. Послание утверждает, что невозможно, чтобы кровь быков и козлов уничтожала наши грехи, и точно так же человеку невозможно достичь спасения с помощью пяти столпов ислама (1. Свидетельство, 2. Молитва, 3. Милостыня, 4. Пост, 5. Паломничество), или индуистского самоотречения, или буддистской этики. В отрывке, который мы рассматриваем, подчеркивается мысль об огромной духовной жажде человеческого сердца. Грех человека должен быть «уничтожен». Чтобы совершилось чудо спасения, на землю «явился» Христос, Сын Бога, Который принес в жертву Себя Самого. Невозможно, чтобы остальное большинство людей, помимо тех, кого Он спас Своей смертью, могли спасаться какими-то другими средствами. Автор послания полностью отрицает такую возможность. Мы не должны позволить современному религиозному плюрализму с его разнообразными учениями о спасении замутить ясную и четкую идею христианского Евангелия. Новая жизнь для всех людей сокрыта только во Христе, и мы должны знать насколько велика ее цена.

В подтверждение истинности Нового Завета Апостол Павел цитирует Псалом 39, в котором запечатлена беседа Господа Иисуса с Отцом, из которой становится ясно, что Бог не желает больше бесконечных и безличных жертв старого завета. Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал (39, 7). Богу намного приятнее принять одну жертву, но от Того, Кто ищет исполнения Его воли: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце (39, 9). Очевидна прямая связь между смыслом этих строк и поразительными пророчествами, которые были провозглашены целым рядом ветхозаветных пророков. Например, Иеремия говорил, что в тот день, когда евреи были выведены из Египта, Бог приказал им: Слушайтесь гласа Моего! Это значит, что жертва не заменяет послушания. Богу не нужна жертва, за которой не стоит любовь и преданность. Его благосклонность не покупается подарками. В Своем Завете Он ищет любви, праведной жизни и смиренного сердца. Пророк Михей говорит: человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим (6, 6). Ему вторит пророк Исаия: научитесь делать добро, ищите правды (Ис. 1, 17).

Христос знал, что в Законе запечатлен план Бога на всю Его жизнь, и Он был исполнен решимости привести этот план в действие, что было возможно только при условии абсолютного послушания. Христос пришел исполнить Божью волю. Апостол ведет нас в Гефсиманию («Не Моя воля, но Твоя»), чтобы напомнить о великой цели нашего освящения. Апостол Павел считает самым важным для человека очищение перед Богом. Проблема очищения и освящения уходит корнями в ветхозаветное святилище и храм, чему Послание уделяет особое внимание. Согласно иудейским законам, определенные вещи, люди и дни должны были очищаться, но не ради физической чистоты, а чтобы очиститься «для Божьего употребления», чтобы стать «отделенными», «святыми» исключительно для исполнения Его воли. Сегодня мы слышали: И всякий ветхозаветный священник ежедневно стоит в служении и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Христос же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых (Евр. 10, 11-14).

Но всегда найдутся те, которые не захотят воспользоваться плодами освящающего жертвенного труда Иисуса Христа, и, вместо того чтобы, очистившись от греха Его жертвой, поклониться Ему, они становятся Его упорными врагами. Далее в Послании говорится об устрашающей участи отступников, которые узнают, каково впасть в руки живого Бога (10, 29).

Бог говорил не только в прошлом. Согласно этим стихам, Святой Дух свидетельствует нам об этом и сегодня. И вновь звучат пророческие слова Иеремии о новом завете: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более (Иер. 31, 31 −34).

Сущность новых взаимоотношений между человеком и Богом состоит в следующем: мы стремимся помнить свои грехи, хотя Бог забыл их и не вспоминает (10, 15-17).

В старозаветное время слово Закона было записано, на каменных скрижалях, но сокровища нового, Божьего Израиля записаны в сердцах. Святой Дух не только говорит нам, как поступать, но и дает для этого силы.

Самое драгоценное обещание, передаваемое нам через Евангелие, это обещание прощения: И грехов: их и беззаконий их не воспомяну более (Евр. 10, 17) — говорит Господь.

На этом заканчивается важнейшая тема превосходства личности и дела Христа. Если во Христе мы получаем такое великое прощение, такую уверенность и такой результат, то, очевидно, что отпадает всякая необходимость в прежних жертвоприношениях. Эти жертвы становятся не просто излишними,  они умаляют цену той единственной жертвы, которая угодна Богу и спасительна для человека.

Для того чтобы не снижался уровень нашей нравственности, мы должны всегда помнить самое главное. Старый закон видел свою обязанность в том, чтобы напоминать Божьему народу о гибельности греха (Рим. 7, 13), и День очищения был именно таким напоминанием об острой потребности человека в чистоте. Закон и его жертвы разоблачали грех и показывали людям, как серьезно они нуждаются в прощении. В Новом Завете аналогичным образом единственная жертва Христа напоминает человеку о том, что он такой же беспомощный грешник. Но Его жертва не только очищает от греха; но и полностью уничтожает грех. Впрочем, хотя грех уничтожен, навык ко греху остается. Поэтому мы часто нуждаемся в напоминании о воз-вращение Христа, особенно, когда оказываемся в состоянии духовного упадка и уныния. Послание уверяет нас, что Христос во второй раз явится для ожидающих Его во спасение. Мы часто наблюдаем в этом мире за процветанием людей с материалистическим мышлением. Современное общество сосредоточено на получении финансовых прибылей и удовольствиях. Среди людей преобладает настроение процветающего крестьянина из известной притчи Христа, убеждавшего себя так: много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог называет этого богача безумцем (Лк. 12, 19), а Иисус напоминает Своим слушателям о том, что для спасения души нужно сделать выбор между богатством будущего мира и сокровищами этого. Христианин должен всегда помнить о вечности.

Верующие помнят о том, что Спаситель вернется, и не позволяют себе оказаться в состоянии побежденных, стараясь всячески противостоять обстоятельствам. Они знают, что придет время и все изменится. Обещание возвращения Христа дает нам силы, спасает от отчаяния, ободряет и наполняет души светлой надеждой и даже уверенностью. Аминь.


( голосов: 5 )