Проповедь протоиерея Симеона Льва в среду третьей седмицы Великого поста - О воздержании языка, 15 марта 2017 г.
Проповедь протоиерея Симеона Льва в среду третьей седмицы Великого поста - О воздержании языка, 15 марта 2017 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

05yazik

Источник изображения — omo.io

Прошло около трети поста, но уже сейчас радостно видеть, что церковные молитвы и назидания приносят свои плоды. Большинство наших прихожан совершенствуется в благочестии, постится, чаще стали посещать храм, меньше стало сплетен и клеветы. Может ли что быть в духовных подвигах легче сдерживания языка, или что прекрасней молчаливых уст? Тяжело ли не клеветать на братьев и сестёр? Не тяжёлые труды нам нужно вынести, не тяжкие бдения нам, уставшим, нужно совершать в течение целого дня и ночи, не ров вырыть, не насыпь воздвигнуть, следует только держать язык за зубами, поучая не тотчас пользоваться им, особенно в делах, к нам совсем не относящихся.

Будем пользоваться языком для воспевания хвалебных песнопений во славу Творца, для тщательного исследования догматов, если нам это угодно и доступно, для потребностей, вызываемых жизнью, для добрых слов о своём ближнем, но при этом пользоваться не свыше меры, чтобы не впасть в позор лести: это — самая лучшая мера, а именно она вызвала на размышления некоторых, стоящих вдали от наших священнодействий. Злословие всегда появляется вследствие гордости по отношению к ближнему. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя (Притч. 4, 24), ибо Дом надменных разорит Господь (Притч.15, 25).

Какое обычное начало действий языка? «Такой-то живёт дурно и мне совершенно не нравится; мне следовало молчать и не осмеивать его, но дела его вызывают на это». Поистине, они умны на зло (Иер. 4, 22) и даже превосходят ухищрения лукавого: не достигнув цели посредством неправых замыслов, язык тайно вкрадывается посредством действий, кажущихся правыми.

«Такой-то живёт порочно?» — А ты живи хорошо, чтобы самому в свою очередь не подать повод другим говорить о тебе тоже самое и, таким образом,— грешить. Такой-то живёт порочно? — А этот живёт хорошо; итак, предоставь тому, как говорит ап. Павел, перед своим Господом стоять ему, или падать (Рим. 14, 4), а жизнь и деятельность его держи в памяти для подражания.

Тебя возмущает невоздержание другого в жизни? А ты что за судья над ним? Разве ты принесёшь ответ за него? Хорошо, если бы мы могли в страшный день Суда поставить его для свидетельства о себе! Он неумерен в жизни? А у тебя разве нет не воздержанного и необузданного языка, когда ты распускаешь слухи о чужих делах и с удовольствием пользуешься позорными рассказами? Не пристрастны ли мы бываем в своих мыслях, да и не только в мыслях, когда так легко пользуемся клеветой на ближнего и сами показываем себя главными виновниками такой постыдной речи, тогда как следовало бы скрываться от других?

«Хорошо, но вот этот злословит, любит клевету и достойно заслужил негодование». Говоря так о нём, разве мы не злословим? Разве не делаемся жертвой осуждения? Если бы мы заботливо наблюдали за собой и своими делами, то не имели бы досуга высчитывать недостатки других людей и в этом проводить время.

Вот ещё повод для злословия: «Он порицает меня напрасно». В этом случае лучше не сказать ему ничего дурного, чтобы на деле доказать, что напрасно тебя осуждают. Напрасно он тебя порицает? Тогда не спеши доказывать, что тебя осуждают несправедливо, подражая несправедливому обвинителю себя самого. Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконии (Пс. 36, 1): не желай победить язык языком, огонь не тушится огнём и зло не лечится злом.

Движения языка прекращаются молчанием, пламя огня обыкновенно тушится каплями воды и доброта всегда способна победить зло.

Итак, если мы сколько-нибудь повинуемся, а лучше сказать, хоть немного подчиняемся Божественным наставлениям, будем остерегаться наносить обиды тому, кто нас оскорбил. И если бы кто-либо сказал нам что-нибудь против него, желая угодить нам, то покрой это своею добротою, чтобы и того (оскорбителя) научить раскаянию, ввиду твоей внезапной перемены (в обращении с ним), и самого себя показать действительно стоящим выше всякого злословия.

Не будем слушать злых речей окружающих: истина показывает, что сами мы клевещем более, чем тот, кто обыкновенно распространяет злые слухи, потому что кто верит слухам, то уже втягивается в дело злословия, и такому приходится вновь измышлять порицания.

Но существует, действительно существует некоторый коварный и злой род людей, которые делают своим занятием и ремеслом распространение собственных гнусных клевет и раскрашивание ими своих ближних, чтобы самим выглядеть на фоне общей развращенности и порока людьми вполне обычными и даже достойными. Если кто-нибудь действительно окажется таковым, то много несчастий он принесёт!

Люди с дурным характером и гордые, не уживаясь с окружающими их людьми воображают, что они мученики, и достойны венца мученического. Это жалкое заблуждение! Человек, постоянно досаждающий ближним и напрашивающийся на неприятности, конечно, и сам терпит скорби, но кто же как не он сам виноват в этом? А между тем всем и каждому говорит такой: «чтобы спастись, надо страдать, вот я и страдаю, я мученик». Угодны ли Богу такие страдания? Без сомнения — нет!

Мы же должны избегать лукавства их (Мф. 22, 18), чтобы не получить с ними общего наказания. Будем избегать лжесвидетельства, злословия, клеветы, сплетен. Будем хранить себя от всякого делания нечистоты, чтобы нам достигнуть Царства Небесного во Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает всякая слава и честь, и поклонение. Аминь.


( голосов: 14 )